Что такое готовность к школе?
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками
Вашему ребенку исполнилось 5 или 6 лет,
и вы задумываетесь, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе. Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.
Почему это происходит? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе? Для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребёнка и взрослого. Наряду с заботой о физическом здоровье, необходимо заботиться о психическом и умственном развитии ребёнка. С ним нужно заниматься каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятии с ребёнком не количество часов, а их регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребёнок.
Готовность к школе подразумевает:
- мотивационную готовность к обучению в школе, т.е. желание учиться и познавать мир.
- интеллектуальную готовность, т.е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- коммуникативную готовность, т.е умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого.
- физическую и физиологическую готовность, т.е. оптимальное состояние здоровья.
- волевую готовность, т.е. умение преодолевать трудности.
Хороший уровень знаний помогает ребёнку сформироваться в личностном отношении. В школе ему легче будет ориентироваться в обществе сверстников, правильно построить взаимоотношения с взрослыми, то есть выбрать социально правильный тип поведения, а это значит:
- ответственное отношение к порученному делу и умение доводить дело до конца;
- умение регулировать своё поведение;
- умение выражать свои желания и чувства, обращаться к взрослым с просьбами, мирно разрешать конфликты и ссоры, сдерживать свой гнев и агрессию, умение извиниться;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- желание учиться, познавать новое.
Ребёнок в возрасте 6 лет должен знать ответы на вопросы:
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут? Назови полную фамилию, имя, отчество.
Когда ты родился?
Где ты живёшь? Назови свой адрес.
Назови номер своего телефона?
Как зовут родителей? Где и кем они работают?
Что делают в школе?
Как называются дни недели и месяцы?
Чем отличается весна от осени?
Какими приборами измеряют время, температуру?
Какие ты знаешь профессии? Кто строит дома? Кто рисует картины? Кто пишет музыку? Кто печёт пироги? Кто шьёт одежду?
Какие ты знаешь города?
Тест «Готов ли Ваш ребенок к школе»
Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли ваш ребёнок учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.
4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.
5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
6. Интересно, что в школе дают на завтрак.
7. Самое лучшее в школе - это каникулы.
8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.
Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.
Проверяем память и мелкую моторику
1. Попросите ребенка срисовать простую картинку. Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные. Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.
2. Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье? Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители. Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.
3. Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов. Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.
4. Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как подготовить ребёнка к школе
1. Повторите с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100.
2. Научите ребенка различать право-лево.
3. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
4. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, два заточенных карандаша, набор цветных карандашей, линейка и ластик. 5. Выучите с ребёнком Ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, что делать, если он потеряется.
6. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
7. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с ребенком этот момент.
8. Если у Вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
9. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 30 - 35 минут за чтением и азбукой, потом перемена 15 минут и следующий урок. Поиграйте в школу.
10. Поддерживайте Вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
11. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.
12. Проверьте, умеет ли Ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
· Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.